ГИА по обществознанию
16 Сентября

2.16 Рациональное экономическое поведение

Экономическое поведение - образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Потребление - использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей. 1

Цель потребителя - извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

  • семейный (потребительский) бюджет - баланс денежных доходов и расходов семьи;
  • цены на товары и услуги;
  • ассортимент предлагаемых товаров и услуг. 2 

 

Рациональное поведение потребителя - это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. К примеру, если гражданин затратил немало денег в ресторане при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами - это будет примером рационального поведения.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения - т.н. суверенитетом потребителя.

Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике - право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

  • осознание необходимости покупки;
  • поиск информации о товаре или услуге;
  • оценка возможных вариантов покупки;
  • принятие решения.

При принятии решения потребителем, работником, семьянином, гражданином в расчёт принимается, прежде всего, его доход. Доход может быть выражен в денежных единицах, а может в объёме благ, которые можно на него приобрести. Исходя из этого, можно выделить виды дохода:

  • номинальный доход - доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции;
  • реальный доход - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. При инфляции падает покупательская способность денег, поэтому уменьшается реальных доход. И пусть человек получает ту же сумму дохода, только на неё в условиях инфляции можно приобрести всё меньше и меньше товаров номинальный доход не изменяется, а реальный уменьшается.

Виды потребительских расходов:

  • обязательные, минимально необходимые расходы, без которых невозможно обойтись (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
  • произвольные (туризм, книги, картины, машины).

Структура доходов и расходов в странах с разной степенью развития различается. В отсталых странах основная часть дохода семьи идёт на обязательные расходы, при этом может даже не хватать доходов на покрытие таких расходов в полной мере. В развитых странах значительную часть расходов составляют произвольные. На основе анализа доходов и расходов экономисты вычисляют уровень жизни.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: потребление на душу населения, реальные доходы населения, обеспеченность жильём, показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.3

Качество жизни - включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 4

 

Цель производителя в рыночной экономике - получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность:

  • объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
  • объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.

Пути увеличения производительности:

  • расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь - количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);
  • увеличение эффективности их использования (интенсивный путь - улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).

Производительность труда - результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Факторы (способы) роста производительности труда:

  • разделение труда, или специализация;
  • использование новой техники или технологии;
  • уровень образования и профессиональной подготовки работников;
  • эффективность управленческих решений.

Бизнес - экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Виды предпринимательства:

  • производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
  • коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции);
  • финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства);
  • посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны);
  • страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

 

Формы предпринимательства

По признаку объектов предпринимательства

  • Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг - система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма - коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

  • Средний бизнес (до 500 человек) - непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  • Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) - отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 5

По типу фирм

  • полные товарищества - организации, имеющие складочный капитал, разделенный на доли, представляющие собой договорные объединения предпринимателей, несущих ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом, и предполагающие их личное участие в делах товарищества;
  • товарищества на вере (или коммандитные товарищества) - товарищества, состоящие из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих полную ответственность по обязательствам товарищества, и вкладчиков (коммандитистов), несущих лишь риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества;
  • общества с ограниченной ответственностью - организации, имеющие уставный капитал, разделенный на доли, представляющие собой объединения капиталов и не предполагающие личного участия членов общества в его делах. Участники общества не отвечают по его обязательствам;
  • акционерные общества (публичные и непубличные) - хозяйственные общества, образованные одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам общества, но несущие риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерного общества разделен на доли, права участников на которые устанавливаются в соответствии с приобретенными акциями;
  • помимо названных коммерческие организации могут быть созданы в форме производственного кооператива - объединения лиц (не менее пяти) для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев членов кооператива;
  • унитарные предприятия - особые коммерческие организации. 6

 

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование (прямое - регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное - льготные кредиты, льготы по налогообложению).

 

Функции предпринимательства:

  • ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
  • организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
  • творческая (использование новаторства в деятельности). 7

 

BannerFans.com

4842
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться