ГИА по обществознанию
19 Сентября

4.10 Избирательная кампания в РФ

Избирательная система - политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

Компоненты избирательной системы:

1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов.

  • в узком смысле слова - политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);
  • в широком смысле слова - избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2) избирательный процесс (избирательная процедура) - комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • предвыборная агитация и финансирование выборов;
  • голосование и подведение итогов выборов.

3) процедура отзыва депутатов. 1

 

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность - все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов. 2

 

Типы избирательных систем:

Мажоритарная система - победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

  • Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).
  • Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).
  • Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция - на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

Пропорциональная система - голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

  • Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);
  • Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) - половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг.).

 

Избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

  • регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
  • выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);
  • начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;
  • представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
  • образование избирательных участков;
  • начало предвыборной агитации;
  • решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
  • собственно, сами выборы. 3
837
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться