3.2 Социальные группы
Социальные группы - устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. 1
Характерными признаками социальной группы являются:
- определенный способ взаимодействия между ее членами, обусловленный их общими интересами и делом;
- осознание членства или чувство принадлежности к данной группе, которое проявляется в защите интересов группы в целом;
- осознание единства или восприятие всех членов группы как единого целого не только ими самими, но и окружающими их людьми. 2
Виды социальных групп
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные.
Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.
Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.).
Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.
Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Характерными чертами малой группы являются:
- малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
- пространственная близость членов группы;
- устойчивость и длительность существования:
- высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
- интенсивность межличностных отношений;
- развитое чувство принадлежности к группе;
- неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.
В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.
Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
- пол - мужчины и женщины;
- возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
- доход - богатые, бедные, зажиточные;
- национальность - русские, французы, американцы;
- семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
- профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
- место жительства - горожане, сельские жители.
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.). 3
Социальная структура общества
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества - это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.
Кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа - малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм
Существуют следующие разновидности квазигруппы:
- аудитория - объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
- фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
- толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.
Организация - это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» - учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей. 4