3.12 Экономические цели и функции государства
Экономическая политика государства - процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:
- обеспечение экономического роста;
- создание условий экономической свободы;
- обеспечение экономической безопасности;
- обеспечение полной занятости;
- достижение экономической эффективности.
Экономические функции государства:
- стабилизация экономики;
- защита прав собственности;
- регулирование денежного обращения;
- перераспределение доходов;
- регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
- контроль над внешнеэкономической деятельностью;производство общественных благ;
- компенсация внешних эффектов;
- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:
Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
Производство общественных благ. Общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).
Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты - связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные - в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства - исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.
Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.
Регулирование государством рынка.
Прямое
Предполагает использование преимущественно административных методов:
- законодательная деятельность государства;
- расширение государственных заказов;
- развитие государственного сектора в экономике;
- лицензирование отдельных видов деятельности.
Косвенное
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
- денежно-кредитная (монетарная) политика;
- бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Суть косвенных методов:
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.
Основной институт, реализующий эту политику, - Центральный банк.
Основные инструменты:
Операции на открытом рынке - наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими». Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) - позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента - это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
Изменение нормы обязательных резервов - в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Основной институт, реализующий эту политику, - Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.
Основные инструменты:
- государственные расходы;
- налоги. 1