ГИА по обществознанию
21 Сентября

2.2 Наука в жизни современного общества

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. 1

Наука как социальный институт включает:

  • ученых с их знаниями, способностями и опытом - представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
  • научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
  • специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
  • методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
  • особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки - получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Принципы науки

  • универсализм - внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.
  • коллективизм - всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
  • бескорыстие, обусловленное общей целью науки - постижением истины;
  • организованный скептицизм - критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру. 2

Критерии научности знаний

  • Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).
  • Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.
  • Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.
  • Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).
  • Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
  • Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.
  • Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически - когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

Основные функции науки в обществе

  • познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д. 3

 

Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

Науки делятся на:

  • естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.);
  • общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.);
  • гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.);
  • технические - (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. 4

 

Научное познание

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.

Эмпирический уровень - преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это - сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:

  • наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;.
  • эксперимент - такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Теоретический уровень - преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания - достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

  • Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
  • Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
  • Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

 

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:

  • анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
  • синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
  • аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
  • индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
  • дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
  • системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу. 5

10408
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться