2.3 Образование
Образование
- процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
- социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 1
Цели и задачи образования:
- приобщение человека к достижениям и опыту общества и цивилизации;
- сохранение общественного культурного и духовного достояния;
- социализация личности, т. е. владение человеком программами поведения и деятельности, характерными для его культуры и того времени, когда он живет;
- передача информации будущим поколениям. 2
Самообразование - знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования:
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
- социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
- культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида). 3
Система образования
Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:
Дошкольное образование - ясли, детский сад;
Общее образованиевключает в себя три ступени:
- Начальное общее образование (1-4 классы),
- основное общее образование (5-9 классы),
- среднее общее полное образование (10-11 классы).
Главная цель общего образования - передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни.
Профессиональное образование имеет следующие ступени:
- Начальное (Профессиональные училища, лицеи),
- среднее (техникумы, колледжи),
- высшее (институты, университеты, академии),
- послевузовское профессиональное образование.
Цель профессионального образования - формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;
Дополнительное образование
Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.). 4
Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
- гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
- гуманитаризация - усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
- интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
- компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).
- демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.
- тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.
- непрерывность, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии. 5