Бизнес цитата: Нельзя улучшить положение рабочего, ухудшая положение работодателя. Уильям Боуткер
17 Марта

5.4 Формы государства

Форма правления

Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.

Монархия - это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека - монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.

В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.

В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.

Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких, как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.

Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии - к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти. Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур.

Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».

В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:

  • парламентскую республику;
  • президентскую республику;
  • смешанную республику.

Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия).

Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. 1

Республика смешанного типа (полупрезидентская республика) - разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Республики смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом Республика смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. К Республике смешанного типа отечественная наука конституционного права также относит Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение Республика смешанного типа получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и РФ. 2

Формы государственного устройства

Другим основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарные государства характеризуются делением всей территории страны на равные в правовом отношении административные единицы. На всей территории страны действует единая конституция и строго централизованная система органов власти. Сегодня таковыми являются Китай, Испания, Швеция, Польша и ряд других государств.

Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Однако, в современных условиях отмечено стремление регионов к большей самостоятельности и даже независимости, что придает новый импульс процессам федерализации государств.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в новое государство на основе конституции. Следует учитывать, что субъекты (составные части) сохраняют самостоятельность, могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти. Однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих. Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации?

Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами.

Конфедеративное образование представляет собой союз двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или напротив распадаются.

Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств, созданное после распада СССР. Конфедерацией можно назвать и союз государств Объединенной Европы, который все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации. Существует и ряд других, аналогичных образований.

Подводя итог, следует еще раз напомнить, что форма правления и способ государственного устройства не оказывают прямого влияния на специфику политических процессов в той или иной стране, установление в ней конкретного политического режима. Можно привести множество примеров успешного развития демократии в монархических государствах и, напротив, установление наиболее жестких тоталитарных режимов в республиках. 3

6671