4.4 Социальные ценности и нормы
Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
- смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
- универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
- ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;
- ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;
- демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.
Социальные нормы
Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями 1.
Признаки социальных норм:
- Являются общими правилами для членов общества.
- Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- Направлены на регулирование общественных отношений.
- Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
- Возникают в процессе исторического развития.
- Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
- Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- Предписание - указание на требуемое действие.
- Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Виды социальных норм
Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:
Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.
Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.
Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе 2.
Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.
Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.
Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.
Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.
Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.
Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.
По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:
- побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
- запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
- обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
- рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).
По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:
- писаные
- неписаные.
Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами 3.