4.7 Политическая элита
Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов
Характерные черты
- Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
- Высокий социальный статус
- Значительный объем государственной и информационной власти
- Непосредственное участие в осуществлении власти
- Организаторские способности и талант
Критерии эффективности деятельности
- Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа
- Политическая стабильность общества
- Национальная безопасность
- Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством. 1
Функции политической элиты:
Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции. К важнейшим из них относятся:
Функция социального мониторинга, предполагающая постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов.
Стратегическая функция, подразумевающая под собой выработку политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.).
Интегративная функция - объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов.
Организационная функция - создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов (выдвижение политических лидеров; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).
Эффективность выполнения элитой обозначенных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности входящих в нее групп.
В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:
Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:
- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей (100 - 200 человек) принимает все важнейшие решения;
- средняя элита (примерно 3 - 5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы, губернаторы, мэры и т.д.);
- административная элита - высший слой государственных служащие (чиновники министерств, департаментов, других государственных органов).
Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:
- правящая элита, характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;
- оппозиционная элита - при интегрированности в систему власти выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы;
- контрэлита - исключена из системы властных отношений, ставит перед собой задачу коренной перестройки общества.
Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:
- наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора «крови»;
- ценностная элита - базирует свое влияние на обладании ресурсами;
- функциональная элита - в качестве источника влияния выступает должность.
Группы, различающиеся по способу своего формирования:
- открытая элита;
- закрытая элита.
Отношения между отдельными секторами элиты могут носить самый различный характер: конфронтационный, конкурентный, партнерский. Сплочению различных групп в единое целое способствует наличие у них общей для всех идеологии и мировоззрения. В основу элитной идеологии кладутся универсальные идеи о собственном миссионизме (моральном праве и долге управлять государством, определять судьбу народа) и власти как высшей ценности, обладание которой необходимо заслужить. Таковыми, в частности, являлись идеология российского дворянства (просвещенного класса в «мужицкой» стране), идеология советских коммунистов (сплоченного меньшинства, обязанного привести народ к «светлому будущему»).
Каналы и способы рекрутирования политической элиты
Под рекрутированием в политологии понимается процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием.
Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
- Политические партии (особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах).
- Бюрократический аппарат (значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств как Япония и Швеция).
- Церковь и околоцерковные религиозные организации (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма).
- Профсоюзы (профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах США, Европы).
- Экономические институты, сфера бизнеса (наиболее типичен данный канал для США, Японии).
- Армия (Латинская Америка, Израиль. Например, три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы).
- Система образования - играет существенную роль во всех странах. 2
Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями - через систему гильдий и через антрепренерскую систему.
Система гильдий:
- закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты);
- высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности;
- небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);
- тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру)
Антрепренерская система
- открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах);
- небольшое число формальных требований к претендентам на должности;
- широкий к электората, которым могут выступать все избиратели страны;
- высокая конкурентность отбора;
- первостепенность личностных качеств. 3