1.7 Человек и его ближайшее окружение
Человек и его ближайшее окружение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы.
Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
- Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.).
- Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.
Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 1
Положительное влияние
- члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
- в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
- в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
- от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
- члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.
Отрицательное влияние:
- потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов - «обезличивание»; Причины обезличивания:
анонимность;
высокий уровень эмоциональной возбужденности;
сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
высокая сплоченность группы ведет к конформизму;
сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;
- группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
- Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 2
Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Существуют три способа реагирования человека на давление группы.
Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.
Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. 3
Межличностные отношения
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 4
Формы межличностных отношений:
- Знакомства - самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
- Приятельские отношения - основное условие таких отношений - взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
- Товарищество - более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
- Дружба - более высокий уровень отношений; дружба - великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых - необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
- Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Межличностные отношения по стилю делятся на:
- Официальные - это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель - ученик, директор школы - учитель, президент РФ - глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
- Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:
- симпатия - внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
- антипатия - чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
- стереотип - обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
- неумение различать намерения и мотивы действия людей;
- неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
- наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
- наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
- стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
- отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:
- Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
- Не жалеть искренних комплиментов.
- Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
- Не быть навязчивым.
- Не торопиться с выводами. 5
Общение
Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.
Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.
У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.
Средства общения - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.
По содержанию:
- материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
- кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
- мотивационное - в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
- когнитивное - передача знаний друг другу; 5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.
По целям:
- биологическое - общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
- социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.
Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.
По средствам:
- непосредственное (путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.);
- вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п.).
В зависимости от мотивов общения:
- деловое - возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
- личностное - передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 6