Бизнес цитата: Нельзя улучшить положение рабочего, ухудшая положение работодателя. Уильям Боуткер
25 Марта

5.3 разделение властей

Общепризнанной нормой в демократических государствах является принцип разделения властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках, монополия какого-либо органа политического управления на власть рассматривается как самая большая опасность, угрожающая демократическим принципам.

Теория разделения властей предполагает наличие закрепленных полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, позволяющих политическим институтам, будучи независимыми друг от друга, в рамках своей компетенции контролировать друг друга и препятствовать опасной для демократии концентрации власти в руках какой-либо одной из ее ветви. Принципы формирования и взаимоотношения органов власти различны. Однако общим правилом является то, что законодательная власть контролирует исполнительную и обе они неукоснительно придерживаются рамок закона, за выполнением которого наблюдает судебная власть, не зависящая ни от законодательной, ни от исполнительной власти. 1

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России осуществляет такую законотворческую функцию Федеральное собрание. Это парламент России, который состоит из двух палат: нижней - Государственной Думы и верхней - Совета Федерации. Только они имеют полномочия законодательной деятельности. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем Конституционного суда, что обеспечивает соответствие принимаемых Думой законов Конституции. Если учесть, что Конституция была принята путем всенародного голосования, то можно сказать, что косвенно законотворчество контролирует и сам народ. Президент как высшее должностное лицо государства сам не может издавать законы, но как гарант Конституции он обладает правом наложить вето на принятый Федеральным собранием закон, если считает, что он не соответствует основному закону страны.

Исполнительная власть - Правительство и административные органы - самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России. Президент РФ формально не отнесён к какой-либо ветви власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ. Однако его деятельность наиболее связана именно с исполнительной властью.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых норм, в том числе конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. 

6096